esgal (esgal) wrote,
esgal
esgal

Categories:

Камни на амулетах.

Благодарю моих фотографов:
Alpan’a и Wilgelm’a.


Конечно, можно творить амулеты, вырезая на нужном кусочке дерева нужный набор знаков, и этим ограничиться. Но приходит момент, когда очумелым ручкам хочется чего-то еще. Например, дополнить создаваемый артефакт камнями. И вот тогда возникает ряд вопросов, которые я и хочу осветить.

много буков и картинок

Во-первых, зачем это может оказаться полезным?
Думаю, доказывать, что минералы способны оказывать определенное действие, зависящее от их физических, химических и нефизических свойств на различные планы человеческого организма, не надо. Самых великих скептиков отошлю к разделу литотерапии, меньших – к истории взаимодействия человека и минералов, в частности, алхимии, тем же, кто имел личный опыт общения с представителями мира кристаллов, доказательства уже не нужны.

Камень, поставленный на амулет, поможет четче определить «область действия» прикладной формулы, которая, в общем случае, в силу некоторой абстрактности значений знаков, может быть приложена в одинаковом виде к решению разных задач. Конечно, конкретику можно задать и только личным намерением при создании амулета (я не стану отдельно выделять понятие «талисман», хотя речь больше об этом классе артефактов, как более общих, не заточенных под исполнение строго одной конкретной задачи), но если четкость определения намерения пока что оставляет желать лучшего, поможет дополнительная «наводка». В качестве этой наводки можно использовать минерал.
С помощью камня можно определить даже такую «область действия», которую только начертанием знаков получить затруднительно. Например, сколько возникало вопросов о формуле для работы со сновидениями. Насколько помню, ни одной, точно отвечающей задаче, так и не было предложено. Однако, если создавать формулу, задающую только желаемые действия и процессы, а сферу приложения вывести за скобки, т.е. повесить на прилагаемый компонент, задача упрощается. Кто у нас отвечает за сны? Ну, например, беломорит. Или содалит, если нужна осознанность. Ставим камень, рисуем формулу – и получаем желаемый результат.
Камень может дополнить сферу действия амулета, не перегружая формулу. Например, хочу того, того и того. Можно, конечно, все это рунами написать, но результат потянет на предложение, если не абзац, и создаст такое количество неучтенных «шумов» из-за не очень ясных на данный момент (увы, но это так) тонкостей взаимодействия между собой знаков, что может вообще потеряться или преобразоваться во что-то неопределимое. А если разделить желаемое на несколько «подзадач», и решать каждую теми средствами, которые для нее наиболее хороши (что-то вязью/скриптом, что-то камнями), а потом уже объединить их в единую систему амулета, получим именно то, что и хотели.
Камень может своими свойствами дополнительно усилить знак. Например, абсолютно уместным окажется соколиный глаз на воинском амулете, или лазурит на защитном.
И наоборот, камень может являться основным элементом конструкции, а формула – конкретизировать и уточнять. Например, на плите амазонита, положенной под алтарь, можно выбить банд-руны богов или символ Традиции, но основанием алтаря будет все-таки камень.
Да и эстетический фактор не стоит сбрасывать со счетов. Камни – это просто красиво!

Во-вторых, как выбирать камни?
Сразу исключу булыжники, подобранные на местах силы. Это другой класс задач – амулеты привязок. Также не стану учитывать крутые, классные, но безумно дорогие драгоценные камни, которые в обычном реале недоступны. Можно, конечно, несколько лет копить и поставить себе на талисман изумруд или рубин, но тот, кто на это сподвигнется, не нуждается в советах – как выбрать камень. Он уже давно все решил.
Разумеется, в первую очередь, как и для любого амулета, нужно определить задачу. Что вы хотите от камня, что он должен уметь? Осознали? Тогда – если вы не великий минералолог – вам нужен справочник, а то и не один. Этого добра и в бумажном виде и по сети достаточно. На первый случай можете заглянуть и сюда;) http://cientary.narod.ru/bigtex/STOUNS.HTM . Как видите, практически про каждый камень сказано, что он и от сглаза, и от порчи, и от врагов, и для здоровья, и ... Можете пропускать. Оценивайте информацию критично. Обратите внимание на строки (а их немного), где говорится об уникальных чертах минерала. Вот это – то, что нужно вам. Составьте предварительный список подходящих камней, и пробегитесь по нему еще раз, теперь обращая внимание на весь объем текста. Может быть, в этой длинной портянке «про от всего», замечание, что камешек, в качестве побочного эффекта, приносит несчастье в любви. Оно вам надо? Может быть, из нескольких кандидатов вот этот более точно соответствует направлению вашей задачи, а этот вот – то же, но не совсем. В результате у вас останется один или несколько вариантов. Уже хорошо. Лучше бы продумать еще запасные, т.е. какой (или сочетание каких) камень может заменить вашего кандидата, если достать именно его вам не удастся.
Нужно ли подбирать камень под задействованные руны? Нет, только под общую задачу. Как всегда – не без исключений: если знак на камне (амулете) будет только один, вот тогда следует обратить внимание на их сочетание (по стихиям). Огненный знак на том же аквамарине – нонсенс, или жизнеутверждающий Ингуз на гагате%). Или если вы хотите как раз и подобрать отдельный камень под отдельную руну, сделать себе такой вот набор. Ну, тут понятно, и это не к амулетам.
Во-вторых, обратите внимание на сочетание свойств камня и конкретного человека, которому делается амулет. Во избежание «нестандартных случаев». Например, персонаж и так периодически и неуправляемо чувствует себя зверем, а вы ему – опал.. И в полнолуние он волком взвоет (или уйдет в загул в марте%)). Хотя, если амулет как раз на усиление и развитие этих самых свойств – тогда самое то. Или тетушка и так про НЛО спит и видит, а вы ей «для здоровья» – амазонит. Так у нее ж крыша съедет, она с ними по жизни разговаривать начнет. Т.е. – всегда надо смотреть на конкретику: кому и для чего.
Также учтите, что сведения из справочника довольно общие и относятся к классу камней (я говорю – расовые свойства). А черты характера конкретного экземпляра, который вы встретите на вашем пути могут от них заметно отличаться. Поэтому, выбрать общее направление поиска – еще не все. В дальнейшем придется анализировать каждого из кандидатов, и вот здесь вам понадобится интуиция, или чутье, или умение «видеть», или умение «общаться». Потому что самое простое и точное – взять камешек, прикинуть, а подойдет ли именно он, а потом спросить его об этом. Согласен? Вы друг друга нашли! Бывает, когда ищешь определенный камень, просто конкретно «выводит» к нему, и понимаешь, «ну да, вот». Мистика%). Если ничего такого пока не умеете - ориентируйтесь на класс.

Третий вопрос: откуда их брать?
Понятно, что идея о розыске самоцветных камней самостоятельно практически неосуществима, если вы не живете рядом с, скажем, Ильменским заповедником. И к тому же не имеете геологического образования или опыта – далеко не каждый камешек можно опознать «на глаз», даже обнаружив его в породе. Ну да, на Урале серпентенит под ногами валяется (наблюдал на Тургояке), на Кольском нетрудно друзу аметиста найти, под Питером есть где-то каньон для узкоколейки, образованный стенами из лабрадора (15 лет эту книжку ищу – больше не попадалась, а адрес я тогда не запомнил%(), а на Сахалине я просто так находил на берегу красный янтарь. Но по большей части городскому жителю придется использовать городские источники материала. Т.е. – выставки типа «Мир камня» и минералогические магазины. По Питеру: с выставками все ясно – афиши расклеены по всему городу перед каждой очередной, остается только следить, или можно взять на любой из них расписание на ближайшее полугодие. Иногда бывает что-то интересное в каменюшном разделе «Крупы», но редко. В последний год на Уделке появляется мужичок (или еще кто), торгующий слабообработанными камнями. Выбор там небольшой, но с ними можно потрепаться и, может быть, в загашнике есть чего-то еще. Или договориться о конкретной поставке с распиловкой. Можно пообщаться на эту тему с друзьями – никогда не известно у кого что окажется. Например, часть камешков добралась до меня из пограбленных 20 лет назад анналов Горного института. А еще – человек устроился на работу в контору, которая как раз переехала в новое помещение, и там в одной из комнат обнаружились оставшиеся от прошлых владельцев коробки с распиленными камнями. Кто там был, и зачем им было это нужно – ХЗ, но, видимо, низачем, раз бросили. Короче, с камешками все просто: если вы – к ним, то они – к вам.
Для распиловки в домашних условиях необходимо спецоборудование, а вот для обточки-шлифовки-полировки достаточно иметь дремель или (что было распространенным во времена совка) списанную бормашинку с насадками. Вот это вполне реально достать. Можно брать и «полуфабрикаты» – обработанные, но не установленные самоцветы или небольшие кристаллы. Все это продается по вполне доступной цене.

Четвертый вопрос: а куда и как их, собственно, ставить?
Это уже не вопрос магии, это – вопрос художественного чутья и откель руки растут.

Про изготовление колец, серег, подвесок и прочая из металла написаны умные книжки. Упомяну «Ручное изготовление ювелирных украшений», В.П. Новиков и В.С. Павлов, СПб, «Политехника», 1991 и больше к этому возвращаться не буду. Расскажу о «фенечках».

1. Самое простое – поставить кабошон на кожаную ленту. Это может быть пояс, хайратник (ремешок для удерживания длинных волос) или браслет. Хотя на браслетах такое все же не смотрится. Берется, собственно, лента и кусок кожи того же цвета и ширины. (Можно – другого, но тогда это должно быть обусловлено гармоничностью всей композиции). Примеряется – в каком месте должен встать камень, и как он спроецируется на втором куске. На втором куске прорезается отверстие по форме камня, но меньшей величины. Можно – совсем меньшей, потом добавите по обстановке. Камень приклеивается на нужное место. (Для гибких предметов используется мягкий клей, типа «момент», «квинтол» и подобное). Сверху накладывается второй кусок и обтягивается по камню, так, чтобы он несколько зарывал кабошон, и тем самым держал его. Кусок также приклеивается мягким клеем. Последним действием прошивается аккуратной красивой строчкой по вертикали (или по вертикали и по голизонтали, если размер позволяет). Это обеспечит невозможность последующей «отклейки» поставленного элемента и добавит дополнительную декоративную черту изделию. Можно озаботиться и специально подобрать нитки, можно также сделать еще несколько строчек, дополняющих декоративный «ансамбль». Можно сделать несколько подобных накладок – на поясе это будет выглядеть очень красиво. Покровный кусок для пояса должен быть тоньше, чем основной, или же можно плавно подрезать его по краям, чтобы не было резкого «перепада высот». Руны могут быть как вырезаны на самом камне, так и выжжены (вырезаны) на ремешке.

Агат, кожа. Рун здесь нет – не для того делался

2. Камни и рисунок на браслете. Браслет отличается от длинных ремней крутостью изгиба и требованием единства композиции. Поэтому порядок действий будет иной.
Первоначально составляется композиция, совмещающая камни и знаки. Рисунок может быть специально предназначен для включения камней (как на иллюстрации), или же размещен так, чтобы образовать с ними единое целое. Это может быть центральная вязь, обрамленная самоцветами, дублированная (или отраженная, если она не симметрична сама по себе) вязь с камнем в центре,
скрипт, описанный вокруг камня, или пара скриптов по разные стороны от него (право-лево, верх-низ) – как окажется красивым. Создайте точный и полный шаблон рисунка (на всю поверхность), или даже – трафарет, если (как у меня) проблемы с рисованием.
Основу браслета составляет кусок толстой жесткой кожи абсолютно любого качества, хоть невыделанной, и любого цвета. Его задача – держать. Кусок обрезается до нужной длины и ширины. Учтите, что браслет не будет охватывать запястье точно по контуру руки, всегда останется «просвет», поэтому длина должна быть чуть большей, чем измеренный ниткой охват. Прибавляйте по сантиметру – не ошибетесь. На основе наносятся контуры устанавливаемых камней и вырезаются под них отверстия или ниши (зависит от толщины камня). Камень должен входить в отверстие с усилием и держаться в нем жестко.
По размеру основы готовятся еще два куска кожи – покровный наружный (вот здесь уже – нужного цвета), который не должен быть совсем уж тонким – по нему вырезать рисунок – но достаточно гибким, чтобы обернуть каркас. И внутренний - лучше всего замша, она приятна на руке. Подбирается по цвету в гармонию с верхним. Еще понадобится узкий длинный ремешок для обмотки, он может быть как гладким, так и замшевым, и опять же – соблюдая цветовую гармонию. Внутренний вырезается точно под размер, наружный – так, чтобы его можно было завернуть вокруг основы со всех сторон, и на внутренней стороне оказалась бы полоса около сантиметра. Учтите толщину основы.
Установите камни на основу. Если отверстие не сквозное, камень приклеивается основанием к внутренней плоскости мягким клеем, согласно инструкции. На самом деле – можно и просто залить туда некоторое количество клея, выдержать камень под грузом сутки, а потом аккуратно счистить лишнее. Если насквозь – камень вставляется так, чтобы его плоское основание совместилось с плоскостью внутренней части основы, после чего берется из тонких обрезков (любых, хоть от прошлых творений) квадратик (или что вышло), и к камню и основе приклеивается именно он. Этим фиксируется камень «с той стороны». Все это должно просохнуть.
На покров наносится контур шаблона (т.е. линии верхней и нижней границ), отмечается положение центрального камня (камней), делается под него (них) небольшая прорезь. Покров накладывается на основу, подрезается по центральному камню, так же, как и для хайратников (чтоб закрывал часть), но здесь перекрытие по горизонтали должно быть побольше (при сгибании произойдет растягивание). Можно вообще не дорезать сейчас бока, ограничиться верхом и низом для точности прицела. Слегка надрезаются и места расположения боковых камней (если они есть). Здесь уже – только по центрам, вертикаль тоже не обозначается. После чего покров прилеивается мягким клеем на основу и оставляется высыхать. Никаких подворотов сейчас делать не надо (на этом можно сбить центровку). Можно не сушить сутки, а дождаться более-менее жесткого скрепления частей и подвернуть сверху, снизу и по бокам. И проклеить, конечно же. А вот теперь – как следует просушить. Перехлестов кожи допускать не надо – лучше подрезать углы, так, чтобы легло одним слоем. Не обязательно впритык, все равно замша сверху пойдет.
Пробить (пробойником, а не гвоздем!) отверстия для завязок. Стянуть браслет шнурком. Верхний слой кожи натянется, и вот в таком положении аккуратно подрезать по камням (с перекрытием) и убрать остатки клея. В этом же положении приложить, привязываясь к камням, шаблон (трафарет) и приниматься за рисунок. Я вырезаю линии на коже, не глубоко, конечно, но нужной ширины, и только потом заливаю вырезки краской. Так рисунок получится более устойчивым, к тому же здесь удобно вставить необходимый магический элемент. Из красок использую акрил-металлик, они дают иллюзию серебра, меди или золота (или что в наборе есть), не смываются впоследствии водой, и имеют удобную консистенцию (вязкую). Сохнет это все быстро, но торопиться не надо – из-за глубины рисунка можно не угадать, высохла ли внутренняя часть, и невзначай смазать. Отмывать неверный мазок довольно запарно.
Дальше – развязать, в развернутом состоянии приклеить подложку. Высушить. Потом пробиваются отверстия по контуру и протягивается обматывающий ремешок. На каждом витке его тоже лучше приклеить. Зачем он нужен? Для надежности. Чтобы целостность артефакта не держалась исключительно на клею.
Остается добить в подложке отверстие под завязки (там его еще нет) и покрыть внешнюю поверхность лаком. Для защиты от воды (если случится попасть под дождь). Подойдет бесцветный лак для дерева, лучше не ацетатный, но на худой конец сгодится и такой. Он лишь слегка разъест акрил-краску, но, если рисунок врезан, а не просто прочерчен поверху, он не будет нарушен. Достаточно одного слоя лака, максимум – два. Если больше – появятся некрасивые трещины после сгибания-разгибания браслета.
Собственно, все. Артефакт готов.
Когда здесь магичить? Во первых, если камни должны быть связаны между собой, эта связь прокидывается сразу после их установки, по основе. Как угодно – хоть полосками крови, хоть проволочками из серебра (как нужно). От того, что ее не видно, она действовать не перестает. Окраска рисунка кровью (опять же – если нужно) производится после его вырезания и до покрытия краской. Краска – как нечто внешнее – не помешает ничему, может только помочь (если выбран правильный цвет). После завершения изготовления, лучше пройтись на энергетике (или ритуале) по всему артефакту и подправить равновесность, если нужно. Можно вообще активацию и зарядку производить только так, без физических действий (как кому по нраву).
В результате получается что-то вроде:


Беломорит, авантюрин, лазурит, кожа. Автор основного рисунка – Бес. Дополнительные знаки – мои. Здесь не руны, но в контексте “как сделать” это не важно.

3. Можно не вырезать/рисовать руны, а придать самому амулету нужную форму.

Пирит, циркон, кожа. Необработанные кристаллы. Крепление – аналогично вышеописанному, но без обтяжки «внахлест», просто жесткая точная вставка. Изгибов при использовании не предусматривается, поэтому ее достаточно.

4. Можно использовать отдельно взятый камень, вырезав знак прямо на нем и без постановки на что-то еще. Если ему удалось придать более-менее правильную форму, тогда достаточно оклеить слоем кожи по контуру и предусмотреть способ подвеса. Здесь использован жесткий клей (эпоксидка), потому что устойчивости к изгибам изделию не нужно.

Эвдиалит, кожа. Такое – не носят, используется исключительно при необходимости.

5. Если камень не поддается обработке в домашних условиях (твердость 7 и больше), его все-таки можно оправить той же кожей, но потребуется несколько слоев. Клей – жесткий. Камень шлифуется, полируется, стачиваются уж совсем неудобоваримые углы (насколько хватит терпения и запаса фрез). Первыми полосками кожи выравнивается (насколько удастся) контур. Последняя – аккуратно охватывает все. Между проклейками подравниваются выступающие участки кожи под плоскость камня. Кожу (внешний слой и срезы) можно покрыть лаком – защита от намокания лишней не будет. После завершения процесса – камешек полируется еще раз. Если где остались следы эпоксидки, она отполируется заодно и не будет заметна. Излишки лака распределятся сверхтонким слоем и придадут дополнительный блеск. (Специальным нанесением лака на камень такого не добиться, можно только все испортить).

Кошачий глаз, кожа.

6. Можно поверх кожаной оплетки оклеить камень нитью, на которой и будет подвес. Эпоксидка.

Моховой агат, кожа, нить.

7. Можно, если срез позволяет, приклеивать нить прямо на камень. Вот здесь – именно эпоксидка, либо иной жесткий и прозрачный клей. Цвет нити должен сохраниться, а случайное отрывание быть исключено. Хотя такая вещь все равно потребует бережного обращения (специально не дергать!).

Астрофиллит, нить.

8. Пример постановки на дерево у меня только один. Второй (как раз более красноречивый, с врезкой камня в пластину и выжиганием рун) территориально недоступен. Там был пирит на можжевельнике. Необработанный кристалл. В куске дерева аккуратно проделывалась (я прожигал и подрезал до точности, кто может иначе – на здоровье) ниша точно под камень, чтоб входил с трудом. Заливалась эпоксидкой, и камень ставился. Амулет жив уже 12 лет.
Можно использовать 2 пластинки дерева (аналогично коже). Верхняя будет работать крышкой, отверстие под камень должно быть рассчитано с внешним перекрытием и вырезается с внутренней стороны. Нижняя – задняя стенка – ниша под камень, здесь можно не очень точно, все равно все залить клеем (жестким). Собирается все одновременно, после просушивания излишки клея с дерева сдираются наждачкой, на камне - располировываются. Формулы можно резать на любой из сторон или на обеих сразу.
Здесь – щеточка оклеивалась тонкой полоской кожи, после чего шло двойное крепление – подвес на петле и фиксация по точкам касания. Все – эпоксидкой. Рун нет, но ничто не мешало бы нарезать скрипт по ободу, если бы возникла необходимость. Штука вышла довольно хрупкая, так не гвозди же ей забивать!

Диоптаз, можжевельник, кожа.
Фенька ищет хозяина (хозяйку). Пока не могу представить, кто ЭТО мог бы юзать. Нужен ван или эльф-военврач.%)

9. Здесь камней нет, зато нетрадиционный металл. Для результата было нужно именно это. От куска трубы отпиливалось кольцо, снималась фаска по обеим сторонам, все это обтачивалось и нарезалась формула, вот как раз с использованием бормашинки. Резал не я, а знакомый стоматолог (Крош).

Титан.

Вот пока все.%)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments