esgal (esgal) wrote,
esgal
esgal

Categories:

МЕМОРИАЛ ДИДГОРИ или как создать арелигиозное место силы



На фоне данного памятника снимался клип группы Iahsari "Непокорённый"



Я посмотрел его и взвыл: "Хочу! Хочу видеть это вживую!" А я склонен исполнять свои достаточно сильные желания.

И вот я там. И в этот раз не кинулся сразу бегать кругами с фотоаппаратом и ловить ракурсы. Но присел на скамеечку дальней площадки для.. чего?.. (там засыпанный опилками круг, мой проводник - "отец-основатель" групп Fferyllt и Iahsari, клавишник и звукорежиссёр - сказал, что на нём проводились состязания по национальной борьбе) и какое-то время просто сидел, не пытаясь "вникнуть" или "считать фон", но остановив мысли и созерцая. Там всё это даётся с удивительной лёгкостью.




Позже я повторил процесс уже с верхней точки, получив встречный ракурс, и там уже попытался понять, как и почему место воздействует на психическое состояние посетителей. А оно несомненно делает это.



Здесь хорошо молчать, неважно, в одиночестве или в компании. Хорошо заглядывать во внутреннюю пустоту (да-да, квантопсих форевер!), обретая там спокойствие и уверенность. Хорошо отыскивать решения, не гоняя бесчисленные мысли по кругу, а задав вопрос тишине и улавливая в ней слабые течения, которые в конце концов сложатся в устойчивую картину, и результат объявится сам собой, останется подняться и двинуться его исполнять. Может быть, иногда даже без формулировки словами, просто "зная, что нужно делать". Но нет речи ни о каком "духе места", нет никого, кто подскажет ответ, только вы сами. Если включить мысли, здесь хорошо вспоминать, неважно, ошибки или победы. Ошибки обнаружат уроки, а победы не принесут желания хвастовства. Сюда хорошо приезжать, чтобы встретиться с самим собой, если вдруг вы с собой разминулись. Потому что любая "важность" уйдёт и растворится на фоне многовековой памяти, которая собралась и продолжает собираться здесь.



Формирование места ещё не закончено. Оно всё ещё вбирает в себя память прошлого, стягивая её со всей округи и дальше, концентрируя и приводя в структуру. Поэтому это пока ещё "место памяти", но однажды станет подлинным и стопроцентным "местом силы", возможно, тогда у него появятся и "дух". (в облике совы?)



Как оно получилось? Можно проследить историю создания и выявить механизм. Памятник спроектировал грузинский скульптор Мераб Бердзенишвили в 1976 году. Это разгар застоя, дряхлая империя страдает гигантизмом и как к костылям обращается к славным деяниям прошлого.

Ист. справка:
Монумент посвящён победе царя Давида IV Строителя над турками-сельджуками в Дидгорской битве 12 августа 1121 года (за 120 лет до Ледового побоища). В ней участвовали кроме грузинской армии наёмники-половцы и отлично вооружённые крестоносцы, пришедшие на помощь из Иерусалима. Битва была важна для всей Европы и тогдашней европейской политики - христианские правители старались всячески ослабить своих мусульманских врагов. Турецкое войско имело численное превосходство в 5 (по другим источникам - 8) раз, но попало в хитрую стратегическую ловушку. Пока стена крестоносцев держала "пробку в бутылке" ущелья, остальное войско Давида завершило окружение и ловушку захлопнуло. Грузины считают это сражение самым великим в истории своего государства.


На ничем особо не примечательном холме сооружают стелы, на местности без видимого порядка размещают весьма абстрактные бронзовые (позор на мою голову - я не признал бронзу! она чёрная, и я упорно принимал её за камень и удивлялся - как это они с ним так работали? нужно ж литьё. О_О вот литьё и было) фигуры израненых воинов, в холм вонзают стальные мечи. Мемориал построен и - почти забыт на долгие годы.



(Если составлять силовую схему места, потребуется коптер и несколько часов беготни с рамками. Но и без того можно сказать, что получившаяся структура очень сложна и как минимум двух уровней: один задают бетонные стелы, он поддаётся вычислению, другой - стальные мечи, может быть третий - за счёт акцентов бронзовых статуй. И просчитать её невозможно, разве что закопавшись в подлинный древнекитайский фэншуй. Система собирает и копит. Что? Видимо, настроения посетителей, обретая тем самым всё больше эмоциональных штрихов и красок, чтобы вновь транслировать их гостям. Положительная обратная связь. Этим она кардинально отличается от Волгоградского комплекса тоже советских времён, где хитрость геомантии была направлена на энергетические поборы с восходящих на Мамаев курган гостей, чтобы передать эту энергию занимавшим на церемониях верхнюю площадку "официальным лицам" - главе города и кто там ещё был. Здесь никто никого не грабит, ловится и упорядочивается "фон", усиливая сам "настрой" места. Вряд ли архитектор понимал в фэншуе, скорее, он имел гениальное эстетическое чутьё и интуицию. Потому что эстетически совершенное творение обязательно будет работать как магический объект. Это верно и для рунических вязей, и для архитектурных комплексов. Полагаю, это природный закон.)

После обретения Грузией независимости памятник приводят в порядок: поправляют повреждения от ветров и осадков, очищают и полируют стальные грани клинков. И - начинают использовать. Причем как на государственном уровне (здесь проходит церемония награждения грузинских военнослужащих медалью «Крест Дидгори» за проявленное мужество и спасение жизней соратников), там и на общественном вплоть до личного. На площадках проводятся тематические концерты, праздники, фестивали, устраиваются состязания, снимаются клипы.

Место получает туристическую привлекательность. Сейчас заканчивается асфальтирование ведущей к нему дороги, так что добраться туда станет ещё проще (всего 51 км от Тбилиси). Но и без дороги нередко сюда приезжают люди семьями или компаниями друзей, кто-то - чтобы зажечь и поставить свечи (возможно, у кого-то и существует личный религиозный подтекст, но в самом памятнике его не прописано), кто-то - чтобы соорудить в сторонке мангал и посидеть за шашлыками на лоне величественной природы. Мы тоже застали там отдыхающую семью, похоже на дедушку с внуками, которые, закончив свои дела, аккуратно собрались и уехали, не забыв прихватить мусор. Такие выезды с детьми приучают последних к совмещению понятий "мемориал Дидгори" и "память о предках", а предков в Грузии уважают и чтят. Полагаю, именно за счёт этой компоненты произошло вдыхание жизни в холодную советскую сталь и бронзу, "одухотворение" объекта. И ещё полагаю, что не об одной только битве вспоминают (и будут вспоминать) здесь, очень похоже, что памятник соединит (и уже соединяет!) все минувшие войны, в которых покрывали себя славой и гибли герои прошлых времён. От Давида-Строителя до Второй Мировой и более поздних. Не потому, что этого сознательно хотят люди, но потому, что так работает сама его структура - сверхсложная связующая времена сеть.

элементы мемориала:









больше фотографий в альбоме: Грузия-2018


_____________________________________________________
Это было моё последнее путешествие по Грузии, достойный финальный аккорд. Дальше путь лежал в Северную Осетию.
Сидя вечером на веранде хостела, глядя в ночь и раздумывая, что вот всё, скоро обратно в Россию, я вдруг поймал себя на ощущении глубинного ужаса при этой мысли. Оно не формировалось сознательно, но всплыло откуда-то из подсознания. Я отметил его, но докапываться до длинных словесных формулировок причин не стал - лично мне, в общем-то, всё ясно. Без слов.

А пока - спасибо этой яркой и тёплой стране, спасибо товарищу-проводнику, спасибо замечательной (по-разному, но неизменно) погоде! И да пребудет на этой земле счастье!
Tags: ветер странствий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments